К концу 2019 года планируют завершить первый этап модернизации БАМа и Транссиба, который стартовал в 2013 году в рамках проекта развития Восточного полигона: уже в текущем году ОАО «РЖД» может перевезти 113 млн тонн грузов, в том числе горно-металлургических, среди которых главное место занимает уголь. Так, за последние 8 лет грузовая база Восточного полигона ОАО «РЖД» увеличила объём, в основном, за счёт погрузки угля – это компенсировало снижение перевозок нефтеналивных грузов железнодорожными нормами. Ожидается, что после открытия и ввода в эксплуатацию второго Байкальского тоннеля протяженностью 6,7 тыс. метров, запланированного на конец 2019 года, пропускная способность участка БАМа (Лена – Северобайкальск) увеличится в 2,5 раза: с 15 до 25 пар поездов ежесуточно.
В настоящее время РЖД разрабатывает второй этап реализации проекта по масштабированию Восточного полигона, который позволит приблизиться к запланированным показателям провозной способности БАМа и Транссиба до 180 млн тонн. Такие цифры зафиксированы в Указе Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Так, среди первоочередных задач по развитию внешней инфраструктуры – увеличение электрической мощности для железнодорожного транспорта (на 3,6 ГВт с максимальной текущей 5,1 ГВт), реконструкция более 50 станций, строительство более 1700 км дополнительных путей и разъездов, включая модернизацию II очереди 15-километрового Северомуйского тоннеля на БАМе. Сегодня он пропускает не более 16 поездов в сутки. Комплекс мероприятий по проходке тоннеля начнётся с начала 2020 года и благодаря использованию современных проходческих щитов, способных проводить бурение самых сложных геологических участков, займёт не более пяти лет. Ожидаемый значительный рост перевозок от развития БАМа будет связан, в первую очередь, с разработкой новых месторождений полезных ископаемых в Якутии и в других субъектах РФ Дальневосточного региона. В среднесрочной перспективе – уже к 2025 году – объём транспортировки российского угля на растущие рынки Азиатско-Тихоокеанского региона должен увеличиться до 195 млн тонн.