Для бесперебойной работы предприятий и транспорта потребители должны иметь на специально оборудованных складах необходимые запасы угля и обеспечить его правильное хранение. При длительном хранении на открытых складах уголь, помимо весовых потерь, подвергается атмосферным воздействиям: выветривается, изменяет гранулометрический состав, теряет коксующую способность, снижает теплоту сгорания, может самонагреваться и самовозгораться.
В табл. приведена группировка углей по склонности их к окислению и самовозгоранию и предельные сроки хранения на складах, установленные типовой инструкцией по хранению каменноугольного топлива на электростанциях, предприятиях промышленности и транспорта, разработанной ИГИ Минуглепрома СССР и утвержденной в 1972 г. Госпланом и Госснабом СССР.
Сооружение складов угля на электростанциях, предприятиях промышленности и транспорта должно осуществляться по проектам, утвержденным в установленном порядке в соответствии с назначением складов (расходные – эксплуатационные резервные – для длительного хранения) при соблюдении требований действующих строительных норм и правил. При сооружении угольных складов должны быть учтены:
При строительстве и эксплуатации складов должны быть учтены все условия, обеспечивающие сохранение качества угля; максимальное снижение потерь при хранении от окисления, уноса ветром, переизмельчения, вымывания осадками; предупреждение смерзаемости с учетом климатических условий. Для сооружения склада следует выбирать сухую, незаболоченную площадку, по возможности вблизи железнодорожных путей и защищенную от ветров естественными или искусственными заслонами. Выбранная для склада площадка должна быть очищена от шлаков, мусора, металлолома, древесных отходов, растительности и других посторонних предметов и хорошо выровнена.
Для отвода грунтовых, дождевых и талых вод должны устраиваться необходимые дренажные сооружения. Во избежание затопления штабелей угля дождевыми или талыми водами площадка под складом должна иметь уклон в 3-5° для стока воды за пределы склада. Не рекомендуется сооружать склады под различными коммуникациями – источниками тепла (паропроводами, теплопроводами), газопроводами и электролиниями и над местами прохождения подземных сооружений (тоннелями, трубопроводами, электрокабелями и пр.). Склады должны иметь резервные площадки не менее 5% их полезной емкости для освежения угля при длительном хранении и охлаждении его в случае саморазогревания.
Для складирования устойчивых к окислению углей (I и II группы) рекомендуется устройство прочных забетонированных оснований, исключающих потери угля в грунт и обеспечивающих хороший отвод тепла. Для малоустойчивых к окислению углей (III и IV группы) площадки под штабеля рекомендуются в виде естественного грунта, обеспечивающего хорошую теплоотдачу от угля в почву, относительно быстрое удаление атмосферных осадков, а также хороший контакт угля с основанием, что затрудняет свободный подсос воздуха в штабель. Основание у естественного грунта должно быть покрыто смесью шлама и тощей глины с толщиной слоя 12-15 см с уплотнением.
В зависимости от емкости склады должны быть оборудованы необходимым количеством механизмов соответствующей производительности, грейферными кранами, скреперами, катками и весами. Склады должны быть также оборудованы достаточным наружным освещением, противопожарными водопроводами и необходимыми противопожарными средствами и инвентарем. Гидранты должны располагаться на площадках, не занимаемых углем, на расстоянии от места укладки угля не более 100 м.
Запрещается разгрузка и хранение угля на неподготовленной площадке. Весь уголь, поступающий на склад для длительного хранения, должен быть уложен в штабеля (по мере выгрузки его из вагонов) не позднее двух суток со дня его выгрузки. На складе должно осуществляться раздельное хранение углей по видам (каменный, бурый уголь), маркам, сортам, классам, кондициям и срокам хранения. При разгрузке угля на складе и укладке в штабель должны быть приняты меры по уменьшению измельчения, распыления и сегрегации. При укладке штабеля грейферным краном и другими механизмами не допускается открывать ковш с углем на высоте более 2 м от поверхности штабеля.
Штабеля на складах следует располагать вдоль направления господствующих ветров, а расходование угля из штабелей необходимо начинать со стороны, противоположной направлению господствующего ветра. Наиболее рациональной является форма штабеля в виде правильной усеченной пирамиды с основанием в виде вытянутого прямоугольника. Формирование штабелей угля лучше всего производить в холодное время года, а в летнее время – после захода солнца или ночью при отсутствии осадков.
Размеры штабеля зависят от применяемых способов его укладки (для рядовых углей с послойным и поверхностным уплотнением, для сортовых—без уплотнения), а также от свойств и сроков хранения угля. В зависимости от склонности углей к окислению рекомендуется следующая максимальная высота штабелей: группа угля I (максимальная высота штабеля, м. не ограничена), II (до 10 м), III (до 6 м), IV (до 5 м).
На немеханизированных складах размеры штабелей для углей I группы также не ограничиваются; для углей II группы высота должна быть не более 10 м., длина и ширина штабеля не ограничивается, для углей III и IV групп допускается высота до 2,5 м, ширина не более 20 м, длина не ограничивается.
При закладке угля на длительное хранение необходимо производить уплотнение горизонтальных поверхностей штабеля и откосов, в особенности в их нижней части. Рядовые угли III и IV групп закладываются в штабель с послойным уплотнением через каждые 0,5-1,5 м, с равномерным распределением крупных кусков по мере укладки каждого слоя. Сортовые каменные, бурые угли и антрацит, а также обогащенные угли укладываются в штабель во избежание их измельчения без послойного и поверхностного уплотнения. Запрещается также применение скреперных установок при закладке в штабель сортовых углей и антрацита.
Закладка в штабеля печорского и сучанского углей марки Ж производится без послойного уплотнения; уплотнение применяется только по верхнему основанию и откосам штабеля. Для уплотнения применяются катки и вибрационные трамбовки. Уплотнение откосов может производится специальными трамбовками, которые одновременно могут служить для их выравнивания. Каждый штабель должен снабжаться таблицей с указанием номера штабеля, наименования угля, марки, сорта, количества угля в тоннах, время начала и окончания формирования штабелей, зольности, влажности угля и выхода летучих веществ.
Для предупреждения нагревания и самовозгорания при хранении наиболее склонных к окислению углей IV группы, помимо послойного и поверхностного уплотнения их в штабеле, а также для тех сортовых углей, которые склонны к окислению и самовозгоранию и укладываются в штабель без уплотнения, рекомендуется:
В южный районах (Средняя Азия, Украина, Кавказ) в целях уменьшения перегревания штабеля рекомендуется покрытие поверхности штабеля 5%-ной суспензией гашеной извести.
Устройство в штабелях каких-либо вентиляционных каналов или вытяжных труб с целью охлаждения угля не допускается. О наличии очагов самовозгорания можно судить по внешним признакам и по замеру температуры угля в штабелях. Внешними признаками появления очагов самовозгорания угля весной, в летнее врехмя и осенью являются:
В зимнее время о возникновении очагов самовозгорания угля можно судить по появлению проталины на снежном покрове.
Процесс окисления угля при хранении в штабелях, особенно в летние месяцы, необходимо контролировать систематическим измерением температуры. Для измерения температуры угля в штабеле устанавливаются металлические трубы диаметром 25-50 мм, нижний конец которых оттягивается на конус и заваривается. Верхние концы труб, выступающие над поверхностью штабеля, закрываются пробкой с крючком снизу, к которому подвешивается термометр, опускаемый внутрь трубы на 20 мин. Трубы устанавливаются в шахматном порядке на расстоянии не более 25 м таким образом, чтобы концы труб не доходили до нижнего основания штабеля. Поверхность угля вокруг труб должна тщательно уплотняться.
При высоте штабеля до 5 м измерение температуры угля производится в одной точке каждой трубы на 1/2 высоты штабеля. При высоте штабеля более 5 м измерение температуры угля производится в двух точках – на глубине 1/3 и 2/3 высоты штабеля от верхнего основания. Измерение температуры каменных и бурых углей производится один раз в декаду при температуре угля до 40°С и ежедневно при температуре свыше 40° С. Результаты замера температуры в каждой трубе должны заноситься в специальный журнал контроля за температурой угля в штабелях.
При закладке на хранение устойчивых к окислению углей и антрацитов установка железных труб для замера температуры угля не обязательна. В этом случае определение температуры угля при контрольной проверке может производиться переносным термощупом. Такой контроль производится по верхнему основанию и по откосам штабеля на расстоянии 2 м от нижней кромки штабеля. После замера температуры отверстия в угле, образованные термощупом, а также следы от ног на поверхности штабеля засыпаются углем и тщательно уплотняются. Глубина погружения термощупа в штабель при замере температуры угля составляет 1,25-1,5 м. В штабелях, в которых температура угля достигла 65-80°С, т. е. относящихся к группе опасных, а также в штабелях с действующими или ликвидированными очагами самовозгорания, т. е. относящихся к группе самовозгорающихся, контроль температуры в них с помощью термощупов запрещается.
При самонагревании угля в штабеле до температуры свыше 40°С принимаются следующие меры:
При возникновении очагов нагревания угля с температурой 60°С и выше, а также очагов загоревшегося угля принимаются следующие меры:
Тушить очаги самовозгорания или загоревшегося угля в штабеле водой запрещается.
Штабели угля, в которых температура превышает допустимую норму, или штабели, в которых появились очаги самовозгорания, должны быть в первую очередь израсходованы, независимо от сроков хранения угля. Угли с содержанием влаги более 6-7% и при содержании мелочи более 20% независимо от марки подвержены промерзанию в штабеле на глубину 0,5-2 м в зависимости от климатических условий.
Для предотвращения смерзаемости углей осуществляют:
На каждом складе должна вестись книга учета поступления, наличия запасов и отпуска угля со склада. В книгу записывают даты начала и конца формирования штабеля, дату поступления угля, наименование угля, марку, класс, массу и качество, а также результаты контрольных проверок количества и качества в отдельные периоды. На каждое первое число месяца должна производиться натурная проверка хранящихся на складах запасов угля по количеству.
Определение количества угля в штабеле производится вычислением объема штабеля и определением насыпной плотности угля. Для определения объема штабеля измеряют площади верхнего и нижнего оснований штабеля, определяют среднюю высоту. Насыпная плотность угля определяется в каждом штабеле (отдельно по маркам и сортам) несколькими взвешиваниями угля в ящике емкостью 1 м3 при крупности угля более 25 мм, и в ящике емкостью 0,5 м3 при крупности угля менее 25 мм. Для взвешивания уголь набирают не менее чем из 4-5 мест; а при больших штабелях – 8-10 мест. После взвешивания определяют среднюю насыпную плотность угля, фиксируемую актом.
Если уголь в штабеле уплотнен, то заполненный углем ящик следует также уплотнить. Одновременно с проверкой количества угля в штабеле отбирают пробу и определяют зольность и влажность угля.
Для оценки возможной естественной потери массы угля при перевозке по железным дорогам в процентах от первоначальной массы, указанной в железнодорожных накладных, инструкцией МУП СССР № Пр4303 от 3 октября 1951 г. установлены следующие предельные нормы:
тип вагона | расстояние, км. | ||
---|---|---|---|
до 750 | 750-1500 | свыше 1500 | |
полувагон | 0,6 | 0,7 | 0,8 |
крытый вагон | 0,5 | 0,6 | 0,7 |
платформа | 0,8 | 0,9 | 1,0 |
Для горючих сланцев потеря массы установлена в 0,7% независимо от рода вагона и дальности перевозок.
При перевозке угля речным и морским транспортом норма убыли установлена в 1,1%, кроме сахалинского угля, для которого норма убыли —1,5%; для горючих сланцев норма потери принята 1,2%.
При смешанных железнодорожно-водных перевозках угля, а также при перевозках по железнодорожным линиям с разной шириной колеи нормы естественной потери увеличиваются дополнительно к вышеуказанным на 1% на каждую перевалку, на 0,8% на каждую перегрузку из вагона в вагон и на 0,8% на каждую перегрузку из судна в судно.
При перевозке угля с шахт к местам погрузки в автомашины потери угля принимают 0,15% массы перевезенного угля.
Эти нормы не могут служить основанием для списания потерь угля при перевозках, а являются лишь предельными (контрольными) при определении закономерности фактически выявленной убыли массы угля при его перевозке. Единые нормы потерь угля при хранении на складах потребителей не установлены.