С января 2020 года в морских портах населённых пунктов России вводят законодательный запрет на перевалку угля и других пылящих навалочных грузов открытым способом – соответствующие изменения уже закреплены на федеральном уровне, и те порты, которые не успеют завершить переход на закрытую перевалку угля согласно последней редакции № 261-ФЗ и ИТС 46−2017, тем самым снизив негативное воздействие на экологию, попросту перестанут существовать.
Активное обсуждение вопроса о ликвидации угольной пыли в портах населённых пунктов ведётся уже на протяжении трёх лет. В диалоге, наряду с Министерством природных ресурсов и экологии РФ, а также Минпромторгом, Минэнерго России и другими ведомствами, участвуют ведущие стивидоры, бизнес-сообщество и все ответственные структуры. Так, в 2017 году был разработан проект закона, претерпевший за это время значительные правовые и технические доработки, а также подготовлена редакция межотраслевого информационно-технического справочника для Росстандарта с обновлёнными ТУ в части ИТС 46−2017 о сокращении выбросов при хранении и складировании пылящих грузов в границах населённых пунктов.
В мае 2018 было приняло распоряжение № 968-р по актуализации справочника наилучших доступных технологий (НДТ), согласно которому в него добавили перевалку угля. Корректировки затронули также договорённости между грузовладельцами и операторами перегрузочных мощностей, в связи с чем логично обозначился вопрос об отзыве лицензий на погрузку-загрузку угля в портах, несоответствующих современным нормам.
Законодательная инициатива предписывает всем морским терминалам, находящимся в населённых границах, осуществлять пересыпку чёрного золота исключительно в закрытых зонах, оборудованных специальным конвейерным и перегрузочным оборудованием, исключающим вынос пыли во внешнюю среду. Сегодня на территории ДФО работает более 20 угольных терминалов, однако соответствуют регламентированным нормам только три из них.